Saturday, November 8, 2008

Только что вернулись вот с этого

мероприятия. Для тех кто еще не знает: Metropolitan Opera показывает довольно много своих спектаклей в большом количестве кинотеатров (со звуком и изображением высокого качества) по всей стране (а также кажется, и в других странах) в более или менее реальном времени - трансляция прямо из зала. А у нас совсем недалеко от дома (по соседству с огромным футбольным стадионом в Фоксборо) недавно открыли как раз такой кинотеатр, и мы в нем смотрим уже вторую оперу. Удовольствие получили колоссальное (хотя история совсем невеселая). Всё выше всяких похвал - и замечательное либретто Питера Селлерса, и музыка Джона Адамса, и постановка, и оформление сцены, и блестящее исполнение. Главный герой, естественно, Оппенгеймер, на мой неискушенный вкус, в просто феноменальном исполнении Gerald Finley. Помимо того, что он замечательно поет, это еще и прекрасная актерская работа. От его проникновенного исполнения изумительной арии на сонет Джона Данна в конце первого акта просто мурашки по коже бегают. И то же ощущение в конце просто от показа его лица и глаз крупным планом (здесь у нас явное преимущество по сравнению с посетителями самого Met'а). Роль жены Оппенгеймера тоже блестяще исполняет Sasha Cooke, которая к тому же еще потрясающе красива. А исполнители ролей физиков (Теллера и Вильсона) подобраны так, что всё время ловишь себя на том, что воспринимаешь их настоящими физиками, а не оперными певцами. Во общем, кто не захотел с нами пойти, кусайте себе локти!

19 comments:

misha said...
This comment has been removed by the author.
misha said...

Ядерный взрыв на барабане сыграли, и стёкла, выбитые удраной волной на тарелках, да?

avzel said...

Миша, не угадали по обоим пунктам. Если стало интересно, сходите и посмотрите сами (или где-то на сети были флаеры).

Sasha Braverman said...

А я только что вернулся из Нью-Йорка, где смотрел La damnation de Faust.
Я на это мероприятие давно хотел -- там постановка Лепажа -- самого экстравагантного
из современных известных театральных режиссёров (его впервые "допустили" на нью-йоркскую сцену).
Лепаж мои надежды оправдал лишь частично -- некоторые сцены были откровенно потрясающие (особенно
ему удались сцена соблазнения Маргариты слугами Мефистофеля и сцена безумной скачки Фауста
и Мефистофеля на чёрных лошадях, заканчивающаяся, собственно, попаданием Фауста в ад),
а некоторые -- так себе. Но это безусловно интересно и совсем нескучно. Пели тоже довольно неровно, но местами
очень качественно. А вот к кому у меня совсем нет претензий -- это к Берлиозу: музыка замечательная.
Короче, как я понимаю, у вас там в Фоксборо будет "Фауст" 22-го - сходите, не пожалеете.

avzel said...

Саша, спасибо за рекомендацию. Мы и так уже собирались, эту La damnation de Faust рекламировали в антракте. Причем рекламировала дама - исполнительница Маргариты (Susan Graham? - лень проверять), которая была ведущей сегодняшнего действа. Кстати, вы не пробовали смотреть на HD? Что-то в атмосфере, конечно, теряется, но достоинств много - качество звука и изображения отличное, крупные планы (не всегда, наверно, хорошо, но сегодня было очень удачным), разговоры за сценой в антракте (сегодня она очень интересно беседовала с Финли, а потом с Адамсом, а иногда бывают еще интересные материалы о спектакле и его подготовке). Публика ведет себя совсем как в настоящей опере. И наконец, дешевле же в много раз (за места сравнимого качества).

[Офф-топик: где же долгожданный абстракт к 20-му? Отступать уже, считай, некуда, а на Валерио, я чувствую, надежда слабовата.]

misha said...

Так на чём ядерный взрыв-то сыграли? На сети про это не пишут, а слушать Адамса неохота, да и на билеты денег нету. Я оперу в последний раз в натуре слушал больше пяти лет назад. Меня тогда знакомая оперная певица, с которой мы в бибиотеке Harvard Business School книижки перебирали, вывезла в Tanglewood, где среди прочего была премьера оперы про то как Гарсиа Лорку фашисты застрелили. Написал её наш сосед из Ньютона Oswaldo Golijov. Очень его рекомендую, как композитора, хотя и современный, но уши от него не вянут.

avzel said...

Misha, взрыва там вообще нет, а в остальном разберитесь уж сами, пожалуйста, как-нибудь. Оперу Golijov'a мы видели - очень интересная, в самом деле.

misha said...

Хорошо, спасибо.

Sasha Braverman said...

Абстракт пришлю завтра, честное слово.
На HD я не ходил -- я всё-таки предпочитаю отделять мух от котлет, т.е. театр от кино.

avzel said...

Саша, за абстракт буду очень признателен, на сеть его придется мне сажать, и будет, конечно, намного удобнее сделать это сегодня, а не урывать время на неделе, когда начнется обычная беготня.

Насчет мух и котлет, опасения мне понятны, меня и самого не так легко было туда впервые затащить. В конце концов, с какой стати за тебя кто-то должен решать, на что тебе смотреть в каждый момент! Зато ты можешь разглядеть многие вещи, недоступные из зала. Скажем, мне безумно понравилась возможность заглянуть в лицо дирижеру Tan Dun (он же - композитор и художественный руководитель постановки) во время моего "первого блина" - оперы "The first emperor". Просто физически ощущаешь излучаемую им энергию и тот невероятный кайф, который он при этом ловит.

bukvoyeditsa said...

Андрей, Вы пишете:
"В конце концов, с какой стати за тебя кто-то должен решать, на что тебе смотреть в каждый момент!"

Я думаю, что режиссёр-постановщик спектакля теперь должен учитывать, что не все зрители смотрят из зала, а наоборот, большинство смотрит глазами телеоператора.
В таком случае, может быть, лучше было бы, чтобы прямо фильм снимал кинорежиссёр. Как это делает Дзефирелли.

А я больше люблю оперы в концертном исполнении. Чтобы ничто не мешало музыке. Ведь не все певцы имеют подходящую для ролей внешность.

Это я брюзжу от зависти. Всё равно ведь здорово, что можно послушать оперу из Метрополитен в соседнем кинотеатре.

avzel said...

bukvoyeditsa:

Добро пожаловать!

> может быть, лучше было бы, чтобы прямо фильм снимал кинорежиссёр. Как это делает Дзефирелли.

Их идея всё же в том, чтобы создать максимально возможный эффект присутствия в реальном зрительном зале.

> Ведь не все певцы имеют подходящую для ролей внешность.

Это, конечно, правда, но у меня такое впечатление, что в оперных постановках (по крайней мере, тех, что я недавно видел) актерскому исполнению и, в частности, соответствию внешних данных, придается всё бОльшее значение. Появилось много певцов и певиц с прекрасными внешними и актерскими данными (не в ущерб вокальным данным и таланту).

> Всё равно ведь здорово, что можно послушать оперу из Метрополитен в соседнем кинотеатре.

О да!

Sasha Braverman said...

Опера -- это всё-таки театр, а театр есть искусство гораздо более условное, чем кино. Как замечательно выразился Роберт Стуруа, когда
его спросили почему ему нравится ставить оперы (пытаюсь передать грузинский акцент): "Панымаете, в опере эта самая тэатральная
условность дастигает сваего апогея. Патаму что там они нэ говорят -- там они пают!"
Хотя как раз у Лепажа, которого я смотрел в пятницу, кино на сцене активно используется. Кроме пары мест (с моей точки зрения) не по делу.
Дзефирелли я совсем не люблю: он, конечно, сумел, скажем, в "La Boheme" воспроизвести улицу Муффтар в натуральную
величину, но я предпочитаю видеть её в натуре.
А играть оперные певцы должны: когда я в прошлом году смотрел на Хворостовского и Рене Флеминг в последней сцене "Евгения
Онегина", то у меня было чёткое ощущение, что дело кончится чем-то совсем неприличным (так они друг на друга глядели). Это при том, что оба уже
не очень молоденькие и разумеется Рене Флеминг в свои годы внешне никак не годится для Татьяны. Но накал страстей
(который, кстати, присутствует у Чайковского и отсутствует у Пушкина) они передали потрясающе.

avzel said...

Саша, сходил бы хоть один разик для интереса в этот Met on HD, а? С удовольствием приглашу! Ну не кино это и никакой не Дзефирелли! Они хотят дать возможность любому зрителю смотреть живое оперное представление так, как если бы он сидел на лучших местах в зале, держал бы в руках мощный бинокль, позволяющий разглядывать лица исполнителей крупным планом, и обладал бы блатом, позволяющим в антракте проходить за кулисы и разговаривать с исполнителями, композитором, и т.д. Да, ты жертвуешь возможностью в любой момент бросить свой взгляд куда тебе заблагорассудится. Но компенсация за это неудобство предлагается мощная (включая солидную денежную).

nieuwe_zijde said...

Не будучи крупным специалистом в области оперного искусства, не могу, к сожалению, ничего добавить непосредственно по теме интересного обсуждения. (Этим обстоятельством, несомненно, и объясняется цивильный тон разговора - up to now).

А в наших краях другое увлечение (извиняюсь за некоторое отклонение от темы, но вдруг кого-нибудь ещё заинтересует?): мы с удовольствием слушаем лекции о сонатах Бетховена, полный цикл которых (и сонат, и лекций о них) недавно записал Андраш Шиф. Особенно, говорят, интересно тем, кто сам любит иногда постукать по этим чёрно-белым клавишам. Хотя некоторые из них впоследствии и огорчаются, что как у маэстро не получается. Но даже и просто любителям послушать музыку тоже, по-моему, интересно.

В качестве робкого оправдания за попытку угона беседы в сторону укажу, что раздел газеты, в котором находятся лекции Шифа, называется "music - Classical and Opera". Надеюсь, что грозный master of ceremonies на первый раз меня простит...

avzel said...

nieuwe_zijde: простит, простит, можешь не сомневаться, а если время позволит, и лекции с удовольствием послушает. Так что пожалуйста, продолжай в том же духе. Такие офф-топики, разумеется, вполне приветствуются. А он, что, отдельно исполняет сонаты и лекции, или вставляет в лекции отрывки из сонат?

nieuwe_zijde said...

Отрывки в собственном исполнении попадаются, конечно. А полностью музыку - это уж извольте CDs купить.

Мне лично ещё очень импонирует его чудесный акцент. И вообще манера рассказывать о музыке. Да и байки забавные тоже попадаются. Перескажу (своими словами, как запомнилось) одну из них.

Один, говорит, "старший коллега" (интересно, кто бы это мог быть?) решил, что надо нести культуру в массы. Он отправился на завод в Милане и стал рассказывать рaбочим о (кажется) музыке Шёнберга. Через некоторое время из аудитории раздался суровый голос: "Why talk? Play!" Лектор послушно сел за рояль и начал исполнять обсуждаемую музыку. Через минуту раздался тот же громкий голос: "Rather talk!".

Sasha Braverman said...

Ого, спасибо большое! Сейчас изучим что он про 32-ю сонату говорит -- у меня с ней очень интимные отношения.
Только что-то у меня качается всё очень медленно.

nieuwe_zijde said...

Я до 32-й пока не дошёл... Будет очень интересно отзыв знатока получить.