Friday, November 21, 2008

Рублёв

Ознакомившись с кипением страстей по поводу угрозы перемещения "Троицы" Рублёва на три дня из Третьяковки в какой-то собор для богослужения, осознал в очередной раз, что так далеко (во всех смыслах) уехал из России, что не могу воспринимать это с той же остротой, как некоторые мои уважаемые френды. С технической стороны здесь, вроде и обсуждать особо нечего - все специалисты сходятся на том, что это может сильно повредить драгоценной иконе. Мне показался занятным другой мотив, встречающийся в комментариях - что, во-первых, боженька уж как-нибудь сам позаботится о сохранности иконы, а во-вторых, что игра стОит свеч, поскольку усилит шансы на то, что народные молитвы приведут к успешному разрешению финансового кризиса. Ирония тут, по-моему, в том, что это в сущности классическая сделка, обычно заключаемая не с богом, а с дьяволом - мы ему душу пожертвуем (многие сравнивали "Троицу" как раз с воплощением народной души), а он нам за это поправит финансовое благополучие.

8 comments:

katyaz said...

Heh. For some reason, your description of the arguments people are using is really making me think of this (here: http://scienceblogs.com/pharyngula/2008/10/wheres_charlton_heston_when_yo.php , in case the link doesn't work). I mean, I'm not religious, so there might be something I am not getting, but doesn't that seem to be... missing the point a bit? Deal with the devil, indeed!

katyaz said...

Just in case, I wanted to add: I know my link is not the same as what is being suggested for the painting avzel's post, and I know there are thousands of years' worth of religious controversy on this exact subject, and I'm not trying to start anything like that. I was just suddenly reminded of it, so I thought I would mention it. *g*

avzel said...

At least those people worshiping a golden bull chose a much more straightforward approach to the problem at hand (and not ruining any priceless pieces of art in the process) :).

bukvoyeditsa said...

Андрей,
Вы очень правильно сформулировали то, что вертелось у меня на языке, но никак не получалось додумать до конца:
они хотят принести драгоценную святыню в жертву Дьяволу!

И какая-то логическая несообразность в том, чтобы пытаться убедить неверующих ссылками на Боженьку, который спасёт.

Вас удивляет кипение страстей? Да, накипело. РПЦ лезет всюду: в школу, в армию, выгоняет музеи из старых церквей, которые и сохранились-то только благодаря музейщикам. Государственные праздники подгоняют под православные. Кино, телевидение тошнит смотреть.

Россию накрывает туча религиозного фанатизма. Причём, эти люди никакие не христиане, это идолопоклонники, которым религия нужна как повод для ксенофобии. Это внизу.
А пастыри - это те же алчные бандиты, что и питерские чекисты, они просто захватывают всё, до чего могут дотянуться. И раскочегаривают ксенофобские настроения невежественной и суеверной публики, потому что жадность им затмила разум.

ntsil said...

Я не совсем понимаю, почему происходящее Вас удивляет. По-моему, нет ничего удивительного ни в аргументах мракобесов, ни в том, что вменяемых людей они доводят до исступления. Агрессивное мракобесие прет отовсюду со страшной силой, так что нам тут совершенно не до иронии и уж совсем никак не занятно, но вот лично мне по-крупному и серьезно страшно, уж не говоря о том, что до отвращения противно.

avzel said...

Послушайте, уважаемые Наташи, с чего вы взяли, что меня что-то удивляет, в моем посте ничего такого нет. Я совершенно не иронизирую по поводу кипения страстей, и искренне сочувствую вам и другим моим друзьям в России, которые испытывают на себе этот разгул мракобесия. Честно говоря, еще больше я сочувствую вашим маленьким детям (это я к Наташе Ц.). Наверное, если я бы остался в России, я бы всё это переживал с той же остротой, что и вы. Однако что же тут поделаешь, после почти 20 лет жизни вдали от России я утратил остроту восприятия того, что там происходит. И, по правде говоря, первое чувство, которое я испытываю при всех подобных новостях (которых, к сожалению, в последнее время всё больше) - это чувство большого облегчения, что ни мне, ни моим близким (особенно детям и внукам) уже не приходится со всем этим сталкиваться.

Кстати, именно потому, что я теперь в общем-то посторонний, я не считаю для себя возможным публично судить о деталях происходящего в России, или, упаси бог, давать людям там советы и рекомендации. Поток бессмысленных и категоричных суждений жителей России об Америке и американцах, с которым тоже приходится, к сожалению, всё больше сталкиваться, только укрепляет меня в этой позиции.

nieuwe_zijde said...

to avzel---

Поток бессмысленных и категоричных суждений жителей России об Америке и американцах <...> только укрепляет меня в этой позиции.

Каким образом поток бессмысленных суждений укрепляет тебя в твоей позиции? Данной или какой-нибудь вообще?

avzel said...

nieuwe_zijde: данной, конечно. Не хочу тоже попадать пальцем в небо.